Как называют деда мороза в разных странах

декоративный элемент - ель и шарики
Тепло и веселье зимних праздников уже не первое столетие согревают нас и задают настроение людям из самых разных уголков мира. Новый год и Рождество – по-настоящему семейные мероприятия, но в разных странах складывались свои традиции и обычаи для их празднования. Очевидно, что и национальный волшебник, который является главным персонажем этих торжеств, имеет свои характерные черты.
В этой статье мы немного окунёмся в историю "Дедов Морозов" и познакомимся с некоторыми из них. Сразу стоит сказать, что мы не стараемся объять необъятное и расскажем только об основных персонажах, которые являются аналогами Деда Мороза.
Внешне они довольно похожи - это добродушные седые старцы с бородой, в тёплой одежде, которым дети со всего земного шара пишут письма на почту (чаще всего бумажные), а при личной встрече читают стихи и поют песни. Конечно, у каждого такого волшебника с собой куча подарков – в мешке или коробе. Но давайте разберёмся чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса и от других его коллег, откуда появились и как сформировались образы новогодне-рождественских волшебников разных стран, какие сложились традиции, связанные с главными зимними праздниками, в разных уголках нашей планеты.
Декоративная фигурка для нового года

Дед Мороз.

Наш отечественный волшебник приносит праздник не только в Россию и в страны СНГ, но и во многие Восточно-Европейские государства Балканского полуострова (Болгария, Черногория, Хорватия, Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония), где его имя имеет немного другой вид, соответственно особенностям языка (Деда Мраз, Дедек Мраз и т.д.).
Откуда же появился Дед Мороз? Есть две теории его появления. По первой, его прообраз взят от фольклорных славянских персонажей: Студенец, Трескунец, Карачун, Морозко. Которые несомненно имели много схожих черт с хозяином Нового года (борода, шуба и почтенный возраст), но при этом не были добродушно настроенными старцами с подарками. Крестьяне старались задобрить этих божеств зимним обрядом - «кликанье мороза», оставляя на крыльце кутью и блины, чтобы зима была снежной, а земля плодородной.
По другой теории, история Деда мороза никак не связана со славянскими поверьями, а сам он возник из образа литературного произведения Владимира Одоевского «Мороз Иванович», опубликованного в 1840 году. Главный герой этой сказки предстаёт как добрый и сознательный зимний волшебник, помогающий людям. Предполагают, что литературной основой для рассказа Одоевского послужила народная сказка «Морозко».
Однако, не смотря на состоятельность обеих теорий, долгое время главным символом Рождества оставалась ёлка. В Российской Империи были свои традиции, и просто не нашлось места для сказочного персонажа с подарками. А идеология СССР так же первое время была против образа Деда Мороза, но уже в 1936 году ситуация меняется, и 1 января 1937 года на елке в Москве он появляется впервые на публике. В те годы это означало одобрение Деда Мороза на высшем уровне. Так же, в те времена появляются его спутники – Снегурочка и Мальчик Новый Год, но второй персонаж не дошёл до наших дней.
Дед Мороз выглядел совсем не как Санта, хоть и вобрал в себя многие черты западного коллеги. Наш дед был не толстячком, а крепким богатырём с длинной белой бородой, в шубе до пят, валенках, рукавицах и с посохом. Цвет же его одежды может быть красным, синим и даже белым. С тех пор советский Дед Мороз почти не изменился, но при этом обзавёлся резиденцией в Великом Устюге.


Дед мороз

Санта Клаус.

Все знают этого американского коллегу Деда Мороза. Но мало кто знает историю его происхождения.
Кроме США, он так же распространён по всему земному шару: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, ОАЭ, Пакистан, Сингапур, Филиппины, Танзания, Ямайка и т.д.
Прообраз Санта Клауса – Святой Николай, архиепископ Мир Ликийских, которого очень почитают в христианстве. В западной культуре он был покровителем моряков, рыбаков и детей. По одной из легенд, помогая бедной семье разорившегося горожанина с тремя дочерями, он подкинул в печную трубу золотые монеты в их носки, которые вывесили на ночь сушиться. Отсюда и обычай класть подарки в специальные праздничные носки на Рождество.
Формирование внешнего же образа и атрибутов Санты связано с фантазией и работой американских писателей. Считается, что первым в этом деле проявил себя Ирвинг Вашингтон, он придумал главный транспорт Санта Клауса – сани. В «Истории Нью Йорка» он описал Святого Николая главным заступником голландских переселенцев, который во время зимних празднований разносил подарки и клал их в развешенные у печи носки.
Следующим шагом становления образа Санты стал детский стишок «Визит Святого Николая», который вышел в 1823 году. Он стал невероятно популярным, но при этом было неизвестно кто его написал. И только через несколько десятилетий Клемент Мур признался в своём авторстве. Этот учёный-литературовед опирался на образ из книги Ирвинга, создавая своего героя, и добавил к повозке оленей.
В 1863 году художник Томас Наст оказал влияние на формирование внешних отличительных черт Санты, изобразив его в виде добродушного толстячка. Постепенно, образ Санта Клауса приобрёл всё больше самостоятельности и уже не отождествлялся напрямую со Святым Николаем.
Конечно же, нельзя не упомянуть, что на внешность этого доброго волшебника так же сильно повлияла реклама. Компании стали эксплуатировать его позитивный образ для увеличения продаж. Именно реклама внесла свои дальнейшие коррективы, постепенно сформировав общепринятое представление о том, как должен выглядеть рождественский дед.


Санта Клаус

Синтерклаас.

Один из самых интересных персонажей в нашем списке. Ближайший родственник Санта Клауса (можно сказать его прародитель) который остался ближе к голландской традиции и внешне сохранил более аутентичный вид. Появляется он не к Рождеству, а к дню Святого Николая (6 декабря у Католиков). Распространён главным образом в Нидерландах, Бельгии и ряде других стран (Каталония, Индонезия, Люксембург и др.).
Персонаж Синтерклааса представляет из себя величественного старика с белой бородой и волосами, в красном мантии, стихаре и митре, который ездит на белом коне, а в руках держит жезл с завитком, символизирующим змею (знак мудрости и бесконечности). В целом, его имидж является репликой на епископскую одежду, но дизайн каждой вещи имеет значительные отличия от реальных религиозных атрибутов.
Резиденция Синтерклааса находится в Испании, откуда он приплывает на настоящем корабле в Нидерланды за почти три недели до основного торжества, чтобы успеть объехать все города, в компании белоснежного коня Америго и толпы весёлых помощников Питов. По прибытии в город, его встречает восторженная многотысячная толпа из детей и их родителей, оказывая по-настоящему торжественный приём для главного виновника торжества.
Синтерклаас прибытие
Каждый год его маршрут разный, а подробности его путешествия дети узнают из специальной новостной передачи Sinterklaasjournaal, в ожидании, что добрый волшебник посетит именно их город.
По приезду, Синтерклаас неспешно объезжает город на коне, а его помощники обходят все дома, чтобы доставить всем детям вкусные подарки. Дети, в свою очередь заблаговременно оставляют возле камина или входной двери ботинки с записками, рисунками и морковкой для Америго, и поют песенки про Синтерклааса, чтобы привлечь внимание Питов. А на утро обнаруживают в ботинке сладости или мелкую игрушку.
Так же стоит отметить то, что в Нидерландах не принято тиражировать главного героя этого праздника для всех детских утренников и в каждом торговом центре, что добавляет окружающим веры в то, что он настоящий. Синтерклаас же, в свою очередь, может самостоятельно заглянуть на праздник (но не на каждый), навестить детей в больнице или тех, кому очень нужна его поддержка.
Свои основные подарки дети получают конечно 5-6 декабря, в дату главного праздника, а Синтерклаас уходит в этот день в свой заслуженный отпуск, возвращаясь в Испанию.
Синтерклаас и конь Америго

Пер Ноэль.

Французский «Дед Мороз», который получил широкое распространение по всему земному шару (во франкоговорящих странах), имеет свою интересную историю и судьбу.
Помимо Франции, распространён так же в Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Египте, Перу, Южном Судане, Чаде и многих других странах.
Прообразом, естественно, является уже знакомый нам Святой Николай. А черты национальной идентичности ему придали, как и во многих других странах, писатели. Первым упоминанием о Пер Ноэле принято считать 23 декабря 1848 года, когда он появился в очерке «Комического журнала для серьёзных людей».
Помимо христианских корней, французская церковь так же уследила в образе рождественского отца элементы язычества, что послужило поводом для противления церкви этому персонажу. Но не смотря на противодействие церкви, образ доброго рождественского волшебника всё равно стал очень популярен во Франции.
Пер Ноэль
Пер Ноэль в первозданном виде имел худощавое телосложение и носил длинное пальто тёмного цвета с капюшоном синего или красного цвета, в руках держал мешок или корзину с подарками. Но после Второй Мировой Войны перенял имидж американского Санта Клауса, и сегодня внешне очень сильно похож на него. Но в отличие от западного коллеги, он не пользуется никаким транспортом, а ходит пешком.
Интересной особенностью так же является поверье, что Пер Ноэль имеет своего антипода Пер Фоттара, который ходит с розгами, чтобы наказывать непослушных детей. Надеемся, что это лишь фольклорный персонаж, который в реальности не приходит на Рождество, а служит только для того, чтобы рассказами о нём усмирять вредных непосед.

Хызыр-Ильяс.

Наиболее близкий по духу и образу к Деду Морозу персонаж из мусульманских стран – пророк Хызыр-Ильяс (Иордания, Белиз, Катар, Ливан, Сирия, Судан и другие). Культ Хызыра распространен у мусульман тюркского происхождения.
Представлен он в виде седого старца, праведника, которому дарована вечная жизнь. Он выступает в роли покровителя моряков и путешественников, оказывает помощь влюблённым и поддерживает обездоленных сирот. Изображается обычно в зелёном халате, белой чалме, с посохом и большим мешком с подарками.
Однако подарки Хызыр приносит не зимой, а на весенний праздник Хыдырлез, который, как и иранский новый год (Навруз), отмечается весной, но немного позже (в мае). Это очень большой и весёлый земледельческий праздник тюркских народностей. Ритуалы и обряды, проводимые в этот день, символизируют новое начало, весеннее возрождение, плодородие и надежду.

На самом деле Хызыр и Ильяс – это два брата, но их имена уже давно воспринимаются как единое целое. По одной из легенд они встречаются раз в году и возвращают весну на землю. Именно в этот день и празднуется Хедерлез.
Согласно традиции, хозяйки перед этим праздником тщательно прибирают дом, потому что волшебник очень не любит беспорядок и может не заглянуть, если дома будет грязно.
Хызыр

Агиос Василис.

Сейчас внешний облик Агиоса Василиса практически ничем не отличить от образа его американского собрата — Санта Клауса, хотя в традиционном представлении он носит костюм, напоминающий рясу священника, а на голове у него тиара.
Агиос Василис
Однако, его главной отличительной особенностью является то, что прообразом для него послужил не Николай Чудотворец, а Василий Великий Кесарийский, младший современник Николая. Он снискал славу благотворителя, построив много приютов для больных и бедных.
Так же, интересным фактом являет то, что в Греции и на Кипре люди дарят и получают подарки именно в Новый год, а не на Рождество.
Вечером в Сочельник семьи собираются у огня и играют в игру с оливковыми листьями. Говорят, что эта игра предсказывает будущее. Когда все дети засыпают, пирог с монетой внутри и стакан вина ставят под рождественской елкой. По легенде Святой Василий пьет вино, благословляет пирог и помещает подарки вокруг дерева.
Обычай запекать в пироге монету связана с одной легендой. Воины римского императора Юлиана, угрожая напасть на Кесарию, пришли к Василию Великому за драгоценностями, собранными жителями всего города, но случилось чудо. Из возникшего рядом с сундуком облака вышел Святой Меркурий с ангелами и изгнал захватчиков. Тогда епископ Василий приказал испечь хлебцы, внутри которых были драгоценности, и раздать их жителям. Так и родилась традиция печь новогодний пирог с монетой, который называется по имени Василия Великого – Василопита.

Дэди на Ноллэг

 
Дэди на Ноллэг
Отдельно стоит упомянуть ирландского «Деда Мороза». Его имя переводится как «Отец декабря».
В целом, празднование Рождества и Нового года в Ирландии не сильно отличается от Великобритании и США. Но имеются свои традиции.
Дэди носит одежду в традиционно любимых ирландцами тонах: зелёную шубу, вместо шапки на его голове венок, а посох украшен связкой трав.
После Рождества в Ирландии празднуют День святого Стефана, на который проходят карнавальные шествия. А в день крещения (6 января) в Ирландии проходит аналог нашего 8-го марта, его называют «женским Рождеством». Женщины ходят в этот день в гости друг к другу и отдыхают, а мужчины делают работу по дому и даже накрывают на стол.

Скандинавские зимние волшебники.

Скандинавские страны больше остальных добавили к рождественским традициям языческих и сказочных элементов.
Так, например финский Йолупукки (переводится как «рождественский козёл»), сегодня имеет обличье обычного Санты, но еще не так давно (в 19 веке), изображался в козлиной шкуре и с маленькими рожками.
Ниссе
Датский дед Юлеманден имеет целую армию гномов-помощников Юлиниссе, а у норвежского (и гренландского) Юлебукка – один Ниссе (изображён на иллюстрации выше).
А в Исландии и вовсе вместо Дед Мороза орудуют 13 озорных существ Йоласвейнаров, которые появились из фольклорных произведений. Их имена носят описательный характер каждого из них. В наше время Йоласвейнары иногда изображаются в традиционном костюме Санта-Клауса, но обычно — в позднесредневековой исландской одежде.
Йолансвейнары

Шань Дань Лаожен, Дун Чен Лао, Шо Хин.

Всё это названия одного и того же персонажа. Китайский «Дед мороз» имеет три разных имени.

Несмотря на то, что григорианский календарь был принят в Китае уже достаточно давно, Новый год принято отмечать по лунному календарю, наступает он в конце января или начале февраля, и празднуется 15 дней. Точную дату этого праздника сказать невозможно, ведь продолжительность одного месяца в лунном календаре может быть разной. 1 января праздник так же отмечается, но довольно скромно.

Обилие красного цвета при праздновании китайского Нового года объясняется легендами. Считается, что это испугает страшное чудище Нянь, которое прибывает в это время.
Китайский Новый год
Шань Дань Лаожен обычно носит длинный шелковый халат красного цвета с вышитыми на нём драконами и змеями. Он носит весьма необычный головной убор черного или золотого цвета, красные помпоны на котором символизируют красные фонарики. Борода новогоднего деда из поднебесной может быть, как седой, так и чёрной. Передвигается символ Нового года на ослике. По поверью местных жителей, как настоящий восточный житель, их «Дед Мороз» почитает Конфуция, владеет ушу и айкидо.
В подарок, как детям, так и взрослым, Шань Дань Лаожен оставляет национальные конвертики красного цвета с узорами и поздравительными надписями, внутри которых чётная сумма денег, которые именуются лайси.

Сагацу-сан и Одзи-сан.

В стране восходящего солнца Новый год, в соответствии с древней традицией, отмечают между 21 января и 21 февраля, как и в Китае. А «Деда Мороза» в Японии два: старенький Сегацу-сан, одетый в зелёное или небесно-голубое кимоно, и его относительно молодой коллега Одзи-сан, который пришёл после Второй мировой войны из американской культуры и внешне больше похож на Санта Клауса.
Для Сегацу-сана японцы всей семьёй строят перед домом специальные ворота из бамбука и сосновых веток. Это всё похоже на красивый обряд. Этот новогодний волшебник даже не дарит подарков, но считается что вместе с ним в ночь с 31 декабря на 1 января жителей Японии посещают Семь богов счастья.
А вот Одзи-сан, как можно догадаться, перенял от Санта Клауса не только имидж. Он привозит с собой подарки, чем и радует японских детишек.

Сагацу-сан Одзи-сан

Другие азиатские новогодние волшебники.

Согласно вьетнамской мифологии, Тао Куэн (божество земли), который так же отождествляется с Тхэн Беп (дух домашнего очага), за неделю до лунного Нового года, улетает к верховному божеству Нгаук Хоанг на карпе, который превращается в дракона, чтобы доложить о всех добрых людских делах. А по возвращении, за день до нового года, Тао Куэн разносит подарки от Нгаук Хоанга. По вьетнамской традиции, рядом с портретом Тао Куэна принято ставить много сладостей, а на Новый год покупать живого карпа и отпускать его в реку или пруд.
Тао Куэн и карп
В Монголии хозяина Нового года зовут Увлин Увгун. Это время там связано с праздником скотоводства, поэтому и наряд их праздничного деда соответствующий: мохнатая шуба и большая лисья шапка. В руках кнут, а на поясе - огниво, кремень и табакерка. Увлин Увгун – пастух, и от него зависит, будет ли вдоволь молока и мяса к новогоднему столу.
Увлин Увгун
В Индии нет прямого аналога «Деда Мороза», но есть похожий национальный праздник – день Дивали,  на котором обязанности главного хозяина торжества исполняет богиня Лакшми — богиня счастья и процветания. Она не любит темноты, поэтому в это время проводится фестиваль огней, а в домах, и на улицах зажигают как можно больше огней и света, чтобы получить благословение Лакшми.

Дивали Фестиваль огней

P.S.

Видов «Дедов Морозов» в мире невероятное количество. Например, тот же Санта Клаус в каждом государстве имеет свои отличительные черты, даже внутри одной страны существует множество своих фольклорных или религиозных героев, с характерными национальными особенностями, которые отвечают за зимние праздники в конкретном регионе. В этой статье мы постарались описать самых основных зимних волшебников, надеемся, это было для вас познавательно и интересно.
Как видно из нашего рассказа, в любой стране Новый год и Рождество – это время всеобщего праздника, преддверия новых начинаний, ожидания волшебства и, конечно же, подарков.
Добавить атмосферу праздника и волшебства, можно, украсив свой дом ёлкой и новогодними аксессуарами. А выбрать подарки для детей любого возраста Вы можете из нашего каталога.
декоративный элемент - ель

Рекомендуем прочесть
Отзывы

Пока нет сообщений

Написать отзыв


Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.
Я нe рoбoт